Волновахская трагедия: в 2018 году ЕСПЧ должен задать вопросы странам-ответчикам

13 января 2015 произошла трагедия под Волновахой. За три года пострадавшие и семьи погибших не получили от государства никакой компенсации. Представители государства с ними не контактируют – лишь некоторые представители местной власти. СБУ до сих пор ведет следствие. Дело о теракте находится на рассмотрении в ЕСПЧ (Европейском суде по правам человека), где заявители – родственники погибших, а ответчики – Украина и Россия.


Адвокат, советник юридической фирмы ILF Андрей Кристенко, представляющий в Европейском суде интересы нескольких пострадавших семей, прогнозирует, что в этом году дело будет передано на коммуникацию правительствам-ответчикам.

Подробнее о ситуации – в комментарии Андрея Кристенко:

«Коммуникация дела – это такая стадия процедур, когда ЕСПЧ задает вопрос странам-ответчикам по поводу жалоб на них. Мы ожидаем, что это произойдет в этом году.

Как я уже отмечал и в прошлом году, по моему глубокому убеждению, украинское государство должно было изначально выплатить компенсации семьям погибших. Почему – потому что защищать жизнь своих граждан это прямая обязанность государства, и оно её не выполнило. Компенсации от России – это уже дальнейшие вопросы межгосударственных и международных коммуникаций. Тем более, что все материалы расследования переданы украинской делегации, представляющей Украину в международном суде ООН в Гааге, как доказательная база российской агрессии против Украины. Также материалы получит прокурор ООН.

Говорить, что ничего не происходит, нельзя. Год назад действительно вообще ничего не было известно о расследовании обстоятельств этого преступления. И почти сразу после нашей пресс-конференции в прошлом году, после активного привлечения внимания к этим семьям, в забытой государством трагедии, появились новости. Расследование СБУ установило исполнителей обстрела. Это артиллерийский батальон 5-й мотострелковой бригады «Оплот» под командованием полковника РФ Анатолия Синельникова, и непосредственного командира батальона Шпакова Ю. Н., гражданина Украины.

По данным расследования, Шпаков руководил непосредственно артиллерийским батальоном, который совершил обстрел, а Синельников занимал должность командира, так называемого куратора, 5-й армейской бригады «Оплот» и командовал действиями Шпакова. Обоим сообщено о подозрении в совершении преступлений – по почте.

Продолжается установление личностей других боевиков, причастных к теракту, их несколько десятков. Непосредственно обстрел блокпоста вели три мобильные группы реактивного дивизиона «Ангелы ада» 5-й отдельной мотострелковой бригады 1-го армейского корпуса так называемой «ДНР».

У нас остается несколько важных вопросов к ГПУ по расследованию этого дела.

Сотрудничает ли Украина с РФ по вопросу экстрадиции лиц, подозреваемых в обстреле?

Прокуратура в марте прошлого года обещала передать дело в суд. Говорили, что ищут других причастных боевиков. Сделано ли это?

Что в целом с делом? На какой стадии расследование?

Мы рассчитываем получить эти ответы в ближайшее время, ведь по нашему прогнозу, в этом году ЕСПЧ начнет процедуру коммуникации в Волновахском деле».