На оккупированной части Луганщины обнаружились большие проблемы с водой
После того как представители компании «Вода Донбасса» заявили, что в воде реки Северский Донец зафиксировано увеличение концентрации аммония выше фоновых значений, в социальных сетях появилась информации о том, что водопроводная вода, которая поставляется в дома жителей оккупированной территории, опасна для употребления в любом виде.
По прошествии некоторого времени «Лугансквода» поспешила выступить с заявлением о том, что данные о непригодности для питья воды не соответствует действительности: «Мы не берем воду из Северского Донца. У нас девять водозаборов с отдельно стоящими скважинами», – заявили на предприятии.
Впрочем, информация о том, что «Лугансквода» не берет воду из Северского Донца, является ложью, утверждает телеграм-канал «Тайны Луганской Республики». Есть Западная фильтровальная станция (ЗФС) и Петровский водозабор, которые дают около трети-четверти от общего объема воды. В прошлом году специалисты отбирали пробы воды из Северского Донца и пришли к выводу, что несмотря на то, что в ней оказалось очень много вредных примесей, пользоваться ей можно.
Не все хорошо и с внутренними источниками. Тенденции таковы, что качество воды постоянно ухудшается, и причиной тому является неконтролируемый сброс шахтных вод. В перспективе это может привести к тому, что забор воды для нужд населения из большинства водоемов станет невозможным. В частности, на реке Белая, ниже Исаковского водохранилища, расположены водозаборы «Луганскводы», которые качают воду на Александровск, Красный Яр, Вергунку и часть Луганска. Прекращение водоотлива шахты «Романовская» и, как следствие, обмеление реки Белая и ухудшение химического качества воды, может привести к тому, что дальнейший забор воды из нее станет невозможным.
Не все ладно и с подземными водами. Мониторинг качества подземных вод не ведется с 2014 года, и их состояние оценить на сегодняшний день невозможно.
Пробы воды, взятые из реки Северский Донец в конце 2019 года, показали, что содержание аммонийного азота превышено в 0,8 раза, предельно допустимые концентрации сульфатов превышены в 4,3 раза, концентрация хлоридов превышена в 0,8 раза. Пробы отбирались на границе между «ЛНР» и Российской Федерацией. Реке был присвоен IV индекс качества вод – загрязненная. Основной причиной плохого качества воды признаны неочищенные стоки шахтных вод и сброс в реку сточных вод. Проблема в том, что шахтные воды поступают как непосредственно в реку, так и смешиваются с подземными источниками воды. Ни на одной из шахт никогда не было соответствующего оборудования для очистки.
Основная часть водоснабжения – это артезианские скважины. Используется 44 водозабора в поземных резервуарах и 230 – 250 скважин. Еще 13% от общего объема воды дают Яновское и Елизаветинское водохранилище. Уровень воды в первом находится в пределах нормы, что касается Елизаветинского, то там уровень воды находится на критических отметках (заполнено менее чем на 20%).
По сути, 44 подземных водозабора качают шахтную воду без очистки и фильтрации. Кроме того с 2015 года прекращена очистка сточных вод из Стаханова и Первомайска. Оттуда стоки напрямую попадают в реку Белая и Лугань, с соответствующими последствиями.